«Надзорные каникулы»
13 июля 2015 года Президентом России Владимиром Путиным был подписал закон № 246-ФЗ , направленный на введение «надзорных каникул» для субъектов малого предпринимательства. Закон устанавливает запрет на проведение органами государственного контроля и муниципального контроля плановых проверок в отношении определенных субъектов МСП. Согласно действующему законодательству с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не проводятся плановые проверки в отношении субъектов малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, за исключением плановых проверок:
1) проводимых в рамках видов государственного контроля (надзора),
по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов
к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
2) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих следующие виды деятельности:
а) оказание амбулаторно-медицинской помощи;
б) оказание стационарной медицинской помощи;
в) оказание скорой медицинской помощи;
г) розничная торговля лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств в аптечных учреждениях;
д) оптовая торговля лекарственными средствами;
е) дошкольное и начальное общее образование;
ж) основное общее и среднее полное) общее образование;
з) деятельность детских лагерей на время каникул;
и) предоставление социальных услуг с обеспечением проживания
3) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля информации о том, что в отношении указанных лиц ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии
с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом
от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»,
и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет;
4) проводимых по лицензируемым видам деятельности в отношении осуществляющих их юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
5) проводимых в рамках:
а) федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
б) федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
в) внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
г) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
д) федерального государственного пробирного надзора.
Кроме того, контролирующие органы вправе включить в ежегодный план проведения плановых проверок субъекты малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения или в отношении которых было приостановлено и (или) аннулировано действие лицензии, и с даты проведения проверки, на основании которой было вынесено соответствующее решение (постановление), прошло менее трех лет.
Обращаем Ваше внимание, что нормами Закона № 246-ФЗ закрепляется право юридического лица или индивидуального предпринимателя подать в контрольный (надзорный) орган заявление об исключении его из ежегодного плана проверок, если данное лицо или предприниматель полагает, что проверка по нему включена в ежегодный план проверок в нарушение положений Закона № 246-ФЗ.
Также нужно иметь в виду, что «надзорные каникулы» распространяются не на все виды контрольных (надзорных) мероприятий.
Таким образом, в течение трех ближайших лет субъект малого предпринимательства может на законном основании быть освобожден от плановых проверок со стороны, к примеру, трудовой инспекции, ФМС, Роспотребнадзора и т.п., если субъект малого предпринимательства:
- не входит в список исключений, для которых Правительством РФ предусмотрен особый порядок проведения контрольных мероприятий;
- в рамках своей деятельности не эксплуатирует объекты повышенной опасности и не представляет угрозы окружающей среде;
- не привлекался к административной ответственности и не подвергался приостановке (аннулированию) лицензии в течение трех последних лет.
Вместе с тем Закон № 246-ФЗ не избавит субъекты малого предпринимательства от всех существующих видов государственного контроля. В частности, в указанный трехлетний период налоговые органы, органы ФСС, ФФОМС, ПФР, прокуратура и др. вправе назначить плановую проверку субъекта малого предпринимательства.
Внеплановые проверки остались
Обращаем Ваше внимание, что послабляющие меры, вводимые для стимулирования развития малого бизнеса Законом № 246-ФЗ, касаются только освобождения от плановых проверок. Что касается внеплановых проверок, то для инициирования такой проверки достаточно, в частности, обращения в контролирующий орган любого гражданина, индивидуального предпринимателя или юридического лица в случаях:
- возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Напоминаем, что основания для назначения внеплановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и процедура ее проведения регулируются нормами части 10 Закона № 294-ФЗ.
Где получить информацию о внеплановой проверке?
Отметим, что любая организация может получить информацию о том, собирается ли к ней внеплановая проверка, на сайте proverki.gov.ru. На данном интернет-ресурсе размещен единый реестр плановых и внеплановых проверок ФМС, инспекций Минтруда, МЧС и других контролирующих органов. Для получения информации необходимо ввести в специальной форме название организации и ее ИНН и кликнуть кнопку «Найти».
В реестре сведения о внеплановых проверках публикуются не позднее трех рабочих дней после издания приказа о назначении проверки, за исключением проверок, инициированных жалобами потребителями или угрозами причинения вреда жизни и здоровью. В таком случае сведения о проверках появляются в реестре уже после их начала.
Вместо штрафа — предупреждение
С 4 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 316-ФЗ, и теперь штраф за административное правонарушение, совершенное впервые и выявленное в ходе государственного или муниципального контроля, подлежит замене на предупреждение. Это касается тех случаев, когда в Кодексе об административных правонарушениях РФ наказание в виде предупреждения не предусмотрено.
При этом важно, что замена штрафа предупреждением допустима, если нарушение не наносит имущественный ущерб, не причиняет вред жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам культурного наследия.
Кроме того, есть отдельные исключения, когда предупреждение вместо штрафа не назначается, например при недобросовестной конкуренции, подделке документов, незаконнном вознаграждении от имени юридического лица.
Профилактика правонарушений в бизнесе
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 277-ФЗ внесены изменения в федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Две новые статьи:
- статья 8.2 «Организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований»;
- статья 8.3 «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями».
В целях профилактики нарушений органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны:
- размещать на своих сайтах перечни нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом контроля, а также тексты этих правовых актов;
- информировать юрлиц и ИП посредством опубликования руководств по соблюдению обязательных требований, проведения семинаров и конференций, разъяснительной работы в СМИ и иными способами;
- в случае изменения обязательных требований — распространятьт комментарии об изменениях, сроках и порядке вступления их в действие;
- не реже одного раза в год публиковать обобщение практики деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указывая наиболее часто встречающиеся нарушения и рекомендации в отношении мер, которые должны приниматься юрлицами, ИП в целях недопущения таких нарушений;
- выдавать предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.
Последние будут выдаваться хозсубъектам, если орган получил информацию о возможности нарушения, которое не приводит к фатальным или катастрофическим последствиям (законом перечислено, к каким).
К мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа с юрлицами и ИП, относятся:
- плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств;
- административные обследования объектов земельных отношений;
- исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении государственного экологического мониторинга, социально-гигиенического мониторинга;
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи, включая параметры излучений радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы;
- наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в интернете и СМИ;
- наблюдение посредством анализа информации о деятельности либо действиях юрлица и ИП, обязанность по представлению которой возложена на такие лица.
В случае выявления при этом нарушений надзорные органы принимают в пределах своей компетенции меры по их пресечению, а могут и назначить внеплановую проверку юрлица или ИП. Если нарушение не грозит фатальными или катастрофическими последствиями, то орган может ограничиться предостережением.